Теперь может
последовать вопрос: как человек становится
вампиром, или как он в него превращается?
Тогда здесь уместно будет
систематизировать причины, которые,
согласно общераспространенным
поверьям, вызывают у людей предрасположенность
к этому демоническому состоянию. Следует
заранее оговорить тот факт, что коль
скоро предания о вампирах в столь
значительной степени являются славянскими
и греческими, то многие из тех причин,
которые в Восточной Европе принято
считать определяющими, где-либо в другом
месте не воспринимаются с той же
серьезностью.
Вампир — это тот,
кто вел жизнь гораздо более безнравственную
и разнузданно-злобную, чем обычно; это
человек, одержимый грубыми, отвратительными
и эгоистичными страстями, наслаждающийся
жестокостью и кровью. Как весьма
проницательно заметил Артур Мэчен,
«Колдовство и святость — вот две
единственные реальности. Каждая
представляет собой экстаз, уход от
обычной жизни». Духовный мир нельзя
свести лишь к высшему добру, «но в
нем обязательно представлены и носители
высшего зла. У обычного человека не
больше шансов стать величайшим грешником,
чем величайшим святым. В большинстве
своем мы всего лишь равнодушные,
посредственные, смешанные создания, и,
следовательно, наши пороки и наши
добродетели одинаково посредственны
и не важны... Святой стремится вернуть
себе свой дар, некогда им утраченный.
Грешник пытается обрести нечто такое,
что никогда ему не принадлежало. Короче
говоря, он повторяет грехопадение
человека... Не только явных лжецов
оставляют «за бортом» эти слова1.
Они относятся прежде всего к «чародеям»,
которые пользуются земной, материальной
жизнью, пользуются недостатками,
присущими земной жизни, как инструментами
для достижения своих крайне порочных
целей. И вот что я вам скажу: наши высшие
чувства так притупились, мы так погрязли
в материализме, что, столкнись мы с
подлин- ным злом, мы, вероятно, вряд ли
сумели бы его распознать»2.
Гюисманс
в
своем
романе
«La Bas»
говорит:
«Comme il est tres difficile d'etre un saint, il reste a
devenir un satanique. C'est un des deux extremes. On peut avoir
1'orgueil de valoir en crimes ce qu'un saint vaut en virtus»
(«Так
как
очень
трудно
быть
святым,
остается
стать
сатанистом.
Это одна
из двух крайностей. Можно гордиться
тем, что тебя ценят за преступления так
же, как святого ценят за добродетели»).
Как-то было сказано,
что святой — это тот человек, который
всегда выбирает лучший из двух путей,
открывающихся перед ним на каждом шагу.
Точно так же тот, кто по-настоящему
порочен, всегда выбирает худший из двух
путей. Даже если такой человек и совершает
поступок, который окружающие считают
правильным, он совершает его из недобрых
побуждений. Чтобы отождествиться с
любым из этих двух направлений,
требуется колоссальная концентрация
и железная воля. Такие люди, выбравшие
худший путь, и становятся вампирами.
Согласно поверьям,
вампир — это человек, при жизни посвятивший
себя черной магии. Вряд ли можно
предположить, что подобные люди будут
мирно покоиться в земле; легче поверить
в то, что их злая воля привела в действие
силы, способные сеять ужас и разрушения
даже тогда, когда их проводники лежат
в могилах. Порой высказывалось мнение
(хотя в это мало кто верит), что вампир
— это отпрыск ведьмы и дьявола.
В материалах судебных
разбирательств, в признаниях ведьм
содержится множество подробностей,
касающихся совокупления дьявола с
ведьмой. Эти примеры, приведенные Анри
Богэ в его объемном и авторитетном труде
«Discours
des
Sorciers»
(«Трактат о чародеях», третье
издание, Лион, 1590), возможно убедят
многих. Главу XII
автор посвящает половым сношениям
дьявола с ведьмой: «L'accouplement
du
Demon
avec
la
Sorciere
et
la
Sorcier...
1.
Le Demon cognoit toutes les Sorcieres, & pourquoy. 2. II se met
aussi en femme pour les Sorciers, & pourquoy. 3.
Autres
raisons pour lesquelles le Demon cognoit les Sorciers, &
Sorcieres» («Совокупление
Дьявола
с
чародейкой
и
чародеем...
1. Дьявол
совокупляется со всеми чародейками; и
вот почему он это делает. 2. Он также
превращается в женщину для совокупления
с чародеями; и вот почему он это делает.
3. Прочие
причины, по которым Дьявол совокупляется
с чародеями и чародейками»). Не одна
ведьма призналась, что сатана имел с
ней сексуальную связь, и в главе XIII
Богэ приходит к заключению: «L'accouplement
de
Satan
avec
le
Sorcier
est
reel
et
non
imaginaire»
(«Совокупление Сатаны с чародеями
реально, а не воображаемо»)... «Les
uns done s'on mocquet... mais les confessions des Sorciers que j'ay
eu en main, me font croire qu'il en est quelque chose. Lautant qu'ils
ont tout recogneu» qu'ils avoient este couplez avec le Diable,
& que la semence qu'il jettoit estoit fort froide... Jaquema
Paget adjoustoit, qu'elle avoit empoigne plusieurs fois avec la main
le mebre du Demon, qui la coignoissoit, & que le membre estoit
foid comme glace, log d'un bon doigt; & moindre en grosseur que
celuy d'un homme: Thievenne Paget, & Antoine Tbrnier
adjous-toient aussi, que le membre de leurs Demon estoit long, &
gros comme l'un de leurs doigts» («Кое-кто,
видимо,
станет
смеяться...
но
признания
чародеев,
которые
побывали
у
меня
в
руках,
вынуждают
меня
верить,
что
за
этим
и
вправду
что-то
стоит.
Ибо все
колдуньи признавались, что совокуплялись
с Дьяволом и что семя, которое он в
них вливал, было очень холодным...
Жакема Паже добавила, что много раз
сжимала в руках член Демона, который
имел с ней сношения, и что член его был
холодным, как лед, а в длину — словно
крупный палец, хотя в толщине уступал
мужскому пенису; Тьевенн Паже и Антуан
Торнье также добавили, что член их Демона
в длину и толщину был как один их
палец»). Выдающийся схоласт и демонолог
Лодовико Мария Синистрари в своем
произведении «О демонизме»
сообщает нам, что «у богословов и
философов не вызывает сомнения тот
факт, что в результате половых сношений
между представителями рода человеческого
и дьяволом порой появляются на свет
люди и что именно таким образом должен
родиться антихрист: так считают некоторые
доктора — например, Беллармин, Суарес
и Томас Маль-венда. Они также отмечают,
что дети, подобным способом рожденные
инкубами, вырастают высокими и выносливыми,
отличаются безрассудной отвагой,
неописуемым высокомерием и откровенной
порочностью».
Колдовской ритуал
Св. Августин в своем
труде «О Граде Божием» (XV,
23) говорит: «Молва идет кругом, и
многие знают по собственному опыту или
слышали от других, кому можно верить,
чья честность не вызывает сомнении, что
сильваны и фавны, которых обычно называют
инкубами, обуреваемые желанием, часто
похищали женщин и совокуплялись с
ними и что определенные демоны, которых
галлы называют «дузии»,
действительно занимаются подобным
грязным развратом и склоняют к нему
других; это подтверждают такие люди и
так убедительно, что было бы верхом
наглости это отрицать». Шарль Рене
Бийюар, знаменитый доминиканец (1685—1757)
в своем «Трактате об ангелах»
утверждает: «Один и тот же злой дух
может выступать по отношению к мужчине
как суккуб, а по отношению к женщине —
как инкуб». Как заявляет в своем
исследовании «Практика признаний»
крупный авторитет св. Альфонсо Лигуори:
«Иные отрицают тот факт, что
существуют злые духи — инкубы и суккубы,
однако знаменитые ученые авторы,
обладающие определенным весом,
напротив, в большинстве своем уверены
в их существовании». Синистрари, как
мы уже говорили, считает, что дети,
рожденные дьяволом и ведьмой, отличаются
«откровенной порочностью». И,
как мы только что могли убедиться, бытует
поверье, будто люди, ведущие жизнь более
распутную, чем обычно, становятся
вампирами.
За исключением
Англии, где ведьм неизменно отправляли
на виселицу, повсеместной карой за
колдовство была смерть на костре, а
кремация, сожжение мертвого тела,
считается одним из нескольких
способов, и возможно, самым эффективным,
искоренить вампиризм, положить ему
конец. Тот факт, что в Англии ведьм
вешали, нередко вызывал удивленные
комментарии, и англичане, путешествовавшие
по Франции и Италии, бывали склонны
рекомендовать введение у себя на родине
такого же вида смертной казни по отношению
к колдуньям, как и во всех остальных
странах. Возникало ощущение, что если
тело ведьмы полностью не уничтожить,
то может оказаться, что скверну так и
не вырвали с корнем. В 1649 году леди
Питтадро заключили в тюрьму по обвинению
в колдовстве; когда обвиняемая умерла
еще до суда, ее тело похоронили обычным
способом. Однако последовала волна
возмущения, и высокопоставленных
чиновников сразу же стали допекать
жалобами, поскольку шотландская
Генеральная Ассамблея
вынесла заключение о том, что труп надо
было сжечь, и среди ее документов можно
встретить следующий протокол: «По
делу о погребении леди Питтадро, которая
по сильному подозрению в колдовстве
была заточена в тюрьму этого города
и там в ходе следствия умерла. Комиссия
Генеральной Ассамблеи, рассмотрев
доклад созванного с этой целью комитета,
рекомендует пресвитерии Дамферлинга
выразить свое неодобрение в связи с
фактом погребения леди Питтадро —
относительно места и способа оного
— и приложить должные усилия с целью
заставить тех, кто организовывал похороны
этой женщины, признать свои действия
неправильными. Комиссия настаивает
на том, чтобы некоторые из тех, кто
принимал личное участие в похоронах,
явились в пресвитерию и признали
свою ошибку в этом деле»3.
Кроме того, отдельные лица, проживавшие
во Франции и, вероятно, участвовавшие
в знаменитом судебном разбирательстве
в Лувье, в 1652 году выражали удивление
по поводу того, что в Англии за аналогичные
преступления полагается виселица, а не
сожжение на костре. В Лувье за установленные
факты участия в ужасном сатанинском
культе, за служение черных месс, за
похоть и богохульство 21 августа 1647
года отъявленный сатанист Тома Булле
был сожжен заживо на рыночной площади
Руана. Что весьма примечательно,
эксгумировали труп человека по имени
Матюрэн Пикар, умершего за пять лет до
этих событий и похороненного у
решетки, огораживающей место хора в
часовне францисканских монахинь, в
которой стал появляться жуткий вампир.
Мертвое тело нашли неразложившимся,
сохранившимся в прекрасной форме.
На всякий случай его сожгли дотла в
пламени того же костра, что истребил
злополучного Булле. Видимо, труп
Пикара уничтожили, дабы положить конец
налетам вампира на этот монастырь. В
1652 году в Мэйдсто-уне «Энн Эшби по
прозвищу Коблер, Энн Мартин, Мэри Браун,
Энн Уилсон и Милдред Райт из Крэнбрука,
а также Мэри Рид из Ленхэма были осуждены
и по закону этой страны приговорены
к публичному повешению. Нашлись, однако,
некоторые люди, желавшие, чтобы колдуний
не повесили, а сожгли, причем дотла, и
утверждавшие, что так принято повсюду:
тело ведьмы надобно сжечь, дабы кровь
ее вместе с тем же самым злом не
унаследовало потомство»4.
Зафиксирован даже
один случай, когда ведьма сама считала,
что ее следует отправить на костер. В
графстве Нортгемптоншир некий богатый
крестьянин нажил себе врага в лице
женщины по имени Энн Фостер. Вскоре у
него подохло тридцать овец. «Их
ноги были раздроблены, и весь скелет
под шкурой был разбит на мелкие
кусочки». Спустя немного времени
загорелось несколько его амбаров. Стали
подозревать, что все это вызвала своим
колдовством Энн Фостер. В 1674 году по
обвинению в колдовстве она предстала
перед судом и «после вынесения ей
смертного приговора страстно желала,
чтобы ее сожгли на костре, однако суд
не внял ее просьбе, а решил, что обвиняемую
следует публично повесить»5.
Оба этих случая, по
всеобщему убеждению, можно отнести
к категории вампиризма; прочие же разряды
подобных происшествий почти целиком
свойственны Чехословакии, Югославии,
Греции и вообще Восточной Европе.
Повністю файл тут
|